search

3 сентября 2020 г. прошел круглый стол на тему «Актуальные вопросы построения коммуникаций пациентов», в котором приняла участие главный консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Кировской области Сметанина Е.С. Круглый стол был посвящен итогам проекта «Коммуникации – доверие – помощь», реализованного самарской региональной общественной организацией «Центр поддержки инициатив с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества.

Проектное исследование проводилось с участием лидеров и членов пациентских сообществ в семи регионах, включая Москву, Самарскую, Кировскую области, Пермский край и другие.
Результаты проекта для участников круглого стола представил директор Кировской региональной общественной организации инвалидов больных рассеянным склерозом, председатель регионального отделения Совета общественных организаций по защите прав пациентов при территориальном отделении Росздравнадзора по Кировской области Черненко Д.Е.
В ходе исследования выявлялись наиболее актуальные и проблемные направления коммуникаций пациентов с органами власти, медицинским сообществом, институтами правовой и общественной поддержки пациентов.
Кировская область стала одним из самых активных участников исследования, в большинстве случаев опросные анкеты заполнялись пациентами с эндокринными и неврологическими заболеваниями.
Определены основные проблемные ситуации при взаимодействии пациентов с медицинскими организациями. Пациенты отмечают неполучение разъяснений от врача о самой болезни, изменяющемся качестве жизни из-за ее выявления, достоверной информации о необходимом и возможном лечении. Проблемой становится и невозможность решить вопрос по организации лечения на уровне самого медицинского учреждения.
Среди сложных вопросов коммуникации пациентов с медицинскими организациями названы также длительное ожидание консультации специалиста, в том числе и из-за отсутствия такового в медучреждении, отказы в направлении на обследование или анализы, отказы в выписке льготного (бесплатного) рецепта. Участники опросов также жаловались на нарушение врачами принципов медицинской этики и деонтологии. При этом многие пациенты не имеют точного представления, куда им нужно обратиться для решения возникшей проблемы.
Представители кировских общественных объединений пациентов приняли активное участие в обсуждении итогов проекта и разработки алгоритмов построения коммуникаций. Приводились конкретные примеры успешного взаимодействия пациентов с различными институтами.
Особо подчеркивается, что выявление проблемных аспектов коммуникаций пациентов с медицинскими учреждениями направлено не на порицание медработников или всей системы здравоохранения, а на устранение недостатков и выработку более успешных алгоритмов взаимодействия, в том числе, возможно, и с использованием опыта действующих НКО.
Аналогичную точку зрения высказала и заместитель руководителя территориального органа Росздравнадзора по Кировской области Юферева С.В., отметив, что активное участие пациентов улучшает качество и безопасность медицинской помощи.