Институт омбудсмена или государственного правозащитника, выступающего в роли своеобразного адвоката общества перед государством, возник как один из важных механизмов общественного контроля над тем, как государство соблюдает свои обязательства в сфере прав и свобод человека.

       Родиной института омбудсмена по праву считается Швеция, где еще в XIII веке омбудсменом назывался человек, который избирался для сбора от имени пострадавшей стороны денежной пени (виры) с преступников, совершивших убийство. Со шведского языка слово «омбудсмен» переводится как «поверенный», «доверенное лицо». Поначалу, в эпоху абсолютной монархии, омбудсмены были людьми короны, призванными контролировать от имени верховной власти деятельность чиновников и судей. По мере перехода к конституционной монархии, омбудсмен стал осуществлять надзор за администрацией от имени парламента, что и получило закрепление в Конституции Швеции 1809 г.

      Второй страной, где была введена должность омбудсмена, стала Финляндия (Конституция 1919 года), а с середины XX века этот институт стал распространяться и среди других стран мира – как в Европе, так и в других регионах.

       Сегодня более чем в ста странах мира существуют уполномоченные по правам человека. Опыт их работы в странах Восточной Европы (Польше, Венгрии, Румынии, Словении и др.) показывает, что данные структуры возлагают на себя роль посредника между государственной властью и обществом в деле защиты прав человека, способствуют созданию демократического правового государства и развитию правосознания граждан и должностных лиц.

      Становление института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации – одно из важнейших достижений демократических реформ в нашей стране. Правовая основа института уполномоченного по правам человека (омбудсмена) в России была заложена Декларацией прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 г. Следующим шагом по введению должности российского уполномоченного (омбудсмена) стали статьи 45 и 103 Конституции РФ (принятой в 1993 г.). Статья 45 Конституции гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ, а статья 103 наделяет парламент правом назначения на должность и освобождения от должности уполномоченного по правам человека. Дополнительным стимулом к правовому оформлению статуса уполномоченного стало Заключение Страсбурга по заявке России на вступление в Совет Европы, сделанное в январе 1996 года. Его п. V, в частности, гласил: «ожидается, что будет принят соответствующий стандартам Совета Европы новый закон о роли, деятельности и организации Бюро уполномоченного по правам человека».

        Еще до того, как закон об уполномоченном был принят, Государственная Дума в рамках межфракционного соглашения возложила обязанности уполномоченного на известного правозащитника С.А.Ковалева. Он был назначен 17 января 1994 года и освобожден от должности 10 марта 1995 года.​

        После всех процедур согласования, Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 25 декабря 1996 года и подписан Президентом Российской Федерации 26 февраля 1997 года. Закон официально вступил в силу 4 марта 1997 года.

        В мае 1998 года Государственная Дума РФ назначила уполномоченным по правам человека в России О.О.Миронова. Доктор юридических наук, профессор Миронов стал первым юристом, занимавшим пост уполномоченного по правам человека в России.

        Преемником О.О.Миронова в 2004 году стал В.П.Лукин, доктор исторических наук, бывший Чрезвычайный и Полномочный Посол России в США. По предложению Президента РФ, Лукин был повторно назначен на должность уполномоченного в 2009 году. В связи с истечением срока полномочий покинул пост в начале 2014 года.

      18 марта 2014 года на должность уполномоченного по правам человека в Российской Федерации назначена Э.А. Памфилова.

      Памфилова – известный российский политический, государственный и общественный деятель, в прошлом министр социальной защиты населения в правительствах Егора Гайдара и Виктора Черномырдина (1991−1994) и председатель Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (2004−2010). Освобождена от должности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с 28 марта 2016 года.

     22 апреля 2016 года депутаты Государственной думы проголосовали за назначение Т.Н. Москальковой на пост Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

       Татьяна Москалькова — доктор юридических и философских наук, профессор, ​заслуженный юрист РФ, генерал-майор МВД в отставке. С декабря 2007 года по апрель 2016 года являлась депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, заместителем председателя Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками. Занимала пост председателя Комиссии по законодательству и регламенту Парламентского собрания Союзного государства России и Беларуси, координатором российско-эстонских межпарламентских связей.

       В то время как Уполномоченный по правам человека в РФ – это государственная должность РФ, предусмотренная Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", региональные омбудсмены отнесены к государственным должностям субъекта РФ. На данный момент уполномоченные по правам человека работают в 81 субъекте РФ из 85.

      Должность Уполномоченного по правам человека в Кировской области учреждена в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина (статья 1 Закона Кировской области от 09.11.2009 г. № 442-ЗО "Об Уполномоченном по правам человека в Кировской области").

       Основная цель деятельности института уполномоченного по правам человека - содействие реализации прав и свобод человека и гражданина в Кировской области. Основные задачи, решаемые на пути к этой цели:

содействие восстановлению нарушенных права и свобод – содействие исправлению допущенной по отношению к человеку несправедливости и восстановление нарушенных государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими Кировской области прав и свобод человека и гражданина;

посредническая - предложение сторонам взаимно удовлетворяющего решения проблемы;

правотворческая - совершенствование законодательства области о правах и свободах человека и гражданина и приведение его в соответствие с федеральным законодательством;

информационно-воспитательная - просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

      Функции института уполномоченного по правам человека в Кировской области:

контрольная - осуществление независимого контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, государственными служащими Кировской области;

консультационная - информирование указанных органов о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан в Кировской области;

координационная - организация согласованных действий различных органов по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Кировской области.

      Таким образом, институт уполномоченного по правам человека в Кировской области является государственным органом, который участвует во всех четырех структурных элементах механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина: в охране, защите, пропаганде прав и свобод и оказании квалифицированной юридической помощи.

      Первым Уполномоченным по правам человека в Кировской области 28 января 2010 г. Законодательным Собранием Кировской области назначен Владимир Владимирович Климов.

                                                        климов история2

      Биография В. В. Климова: депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ четвертого созыва с декабря 2003 г., член фракции "Единая Россия", член Комитета по аграрным вопросам; родился 2 августа 1961 г.; окончил Всесоюзный заочный юридический институт в 1987 г., Российскую академию государственной службы при Президенте РФ; трудовую деятельность начал в 1978 г. токарем-автоматчиком на заводе "Красный инструментальщик" (г. Киров); 1979-1981 - проходил срочную службу в Воздушно-десантных войсках, участвовал в боевых действиях в Афганистане; 1981-1986 - слесарь-инструментальщик на заводе "Красный инструментальщик"; с 1986 г. - лектор Кировского обкома ВЛКСМ; возглавлял Кировский областной совет воинов-интернационалистов; 1987-1990 - заместитель председателя Кировского обкома ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту); 1991-1997 - председатель Кировского областного отделения Российского союза ветеранов Афганистана (РСВА); 1994-1999 - председатель правления Кировской региональной общественной организации инвалидов войны в Афганистане; в марте 1997 г. был избран депутатом Кировской областной Думы второго созыва; 19 декабря 1999 г. был избран депутатом Государственной Думы РФ третьего созыва по федеральному списку избирательного блока "Межрегиональное движение "Единство" (МЕДВЕДЬ), был членом фракции "Единство", членом Комитета по энергетике, транспорту и связи; 7 декабря 2003 г. был избран в Государственную Думу РФ четвертого созыва от Советского избирательного округа Nо 94 (Кировская область); избирался членом политсовета общероссийского политического общественного движения "Единство"; награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени, орденом Дружбы.

      В связи с назначением на должность Главного Федерального инспектора по Кировской области в ноябре 2014 г. В. В. Климов освобожден от должности Уполномоченного по правам человека в Кировской области.

      Вторым Уполномоченным (по сей день) стал Александр Георгиевич Панов, назначенный на эту должность 19 февраля 2015 года.

                                                 Панов история1