search

(в редакции законов Кировской области от 22 марта 1999 года № 94-ЗО, от 18 декабря 2000 года № 236-ЗО, от 26 июля 2001 года № 8-ЗО, от 4 июля 2002 года № 74-ЗО, от 9 апреля 2004 года № 229-ЗО, от 29 декабря 2004 года № 305-ЗО, от 2 марта 2005 года № 315-ЗО, от 30 июня 2005 года № 340-ЗО, от 4 июля 2006 года № 18-ЗО, от 29 ноября 2006 года № 57-ЗО, от 27 марта 2007 года № 94-ЗО, от 4 мая 2007 года № 117-ЗО, от 30 июля 2009 года № 408-ЗО, от 29 сентября 2009 года № 420-ЗО, от 2 июня 2010 года № 522-ЗО, от 28 декабря 2010 года № 600-ЗО, от 25 мая 2012 года № 150-ЗО, от 21 февраля 2013 года № 252-ЗО, от 14 октября 2013 года № 321-ЗО, от 9 декабря 2013 года № 356-ЗО, от 2 апреля 2015 года № 515-ЗО, от 28 мая 2015 года № 537-ЗО, от 05 ноября 2015 года № 583-ЗО, от 20 июня 2016 года № 673-ЗО, от 10.05.2018 № 156-ЗО, от 07.03.2019 № 229-ЗО, от 03.12.2019 № 315-ЗО)

Принят Кировской областной Думой 29 февраля 1996 года

Утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, исходя из общепризнанных принципов равноправия, гарантируя гражданское и духовное согласие, подтверждая приверженность вековым нравственным традициям, чтя историю Вятской земли, возрождая культуру и развивая экономику, стремясь обеспечить благополучие и процветание области, осознавая ответственность за судьбу своей Родины перед нынешним и будущими поколениями, Законодательное Собрание Кировской области принимает настоящий Устав Кировской области (далее - Устав).

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1

  1. Настоящий Устав - основной закон Кировской области.
  2. Целью Устава является закрепление правового статуса области как субъекта Российской Федерации, создание необходимых и устойчивых правовых основ для ее всестороннего развития, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, организация эффективного управления на ее территории.
  3. Устав имеет высшую юридическую силу по отношению к другим правовым актам, принимаемым в Кировской области, прямое действие и применяется на всей территории Кировской области.
  4. Законы и иные правовые акты, принимаемые в области, не должны противоречить Уставу Кировской области и подлежат обязательному исполнению на всей ее территории.
  5. Деятельность всех государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц области осуществляется в соответствии с принципами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и настоящим Уставом.

Статья 2

  1. Единственным источником власти в Кировской области является многонациональный народ России и население области как его составная часть.
  2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
  3. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы.
  4. Население области вправе принимать участие в решении вопросов областного и местного значения в иных формах в соответствии с настоящим Уставом и законами области.

4.1 Органы государственной власти области не вправе вмешиваться в деятельность общественных объединений, соответствующую закону, и оказывают поддержку развитию институтов гражданского общества в области.

  1. Никто не вправе самоуправно присваивать и осуществлять властные полномочия на территории области.

Статья 3

  1. Государственная власть в Кировской области основывается на принципах разделения на законодательную, исполнительную и судебную, на разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Кировской области.
  2. Систему органов государственной власти Кировской области составляют:

Законодательное Собрание Кировской области - высший и единственный законодательный (представительный) орган государственной власти Кировской области;

Губернатор Кировской области - высшее должностное лицо Кировской области;

Правительство Кировской области - высший исполнительный орган государственной власти Кировской области;

иные органы исполнительной власти Кировской области, образуемые Правительством Кировской области в соответствии с настоящим Уставом и законами области;

мировые судьи;

уставный суд Кировской области.

Статья 4

  1. В Кировской области гарантируется право на осуществление местного самоуправления.
  2. Местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления.
  3. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти области.

Статья 5

  1. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц связана правом и законом и должна быть направлена исключительно на общее благо и благо каждого человека.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица не вправе использовать предоставленные им законом властные полномочия для представления и защиты не основанных на законе интересов физических и юридических лиц.
  3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица при осуществлении возложенных на них функций вправе совершать в отношении физических и юридических лиц только те действия, которые прямо разрешены федеральными законами и законами области, либо основанными на них иными нормативными правовыми актами, и только в порядке, установленном законодательством.
  4. Исключена.

Статья 6

  1. На территории Кировской области гарантируются все права и свободы человека и гражданина, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, а также нормами международного права, являющимися составной частью правовой системы Российской Федерации.
  2. Права и свободы человека и гражданина на территории области могут быть ограничены исключительно на условиях и в порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
  3. В случае неправомерного ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральными и областными органами государственной власти, на территории области гарантируется действие этих прав и свобод в полном объеме. При возникновении такой ситуации органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица обязаны действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом.
  4. Правовые акты и действия (бездействие) органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, ограничивающие либо иным образом нарушающие законные права и свободы граждан, права и интересы юридических лиц, могут быть обжалованы в суде в соответствии с установленной законодательством подведомственностью.
  5. Правительство области осуществляет в пределах своих полномочий меры по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в соответствии с действующим законодательством.

В целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина законом области учреждается государственная должность Уполномоченного по правам человека в Кировской области.

Статья 6.1

Законодательное Собрание Кировской области и Правительство Кировской области взаимодействуют в установленных законами формах в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития Кировской области и в интересах населения области.

Глава II. ТЕРРИТОРИЯ И СТАТУС ОБЛАСТИ

Статья 7

  1. Территория Кировской области является частью единой территории Российской Федерации, обладает внутренней целостностью и устанавливается в пределах границ, существующих на день вступления в силу настоящего Устава.
  2. Описание границ области с картографическими материалами закрепляется законом области. Границы территории не могут быть изменены без волеизъявления населения области, выраженного в результате референдума.
  3. Порядок согласования изменений границ области с другими субъектами Российской Федерации и их утверждение осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Статья 8

  1. В целях осуществления государственного управления, определения территориальных основ построения системы органов государственной власти области и органов местного самоуправления, создания оптимальных условий для их функционирования, реализации единой государственной политики с учетом эффективного использования природного, экономического, социального, инфраструктурного потенциала, а также исторических, национальных и иных местных традиций, административно-территориального устройства территория Кировской области делится на административно-территориальные единицы Кировской области.
  2. Административно-территориальное устройство области основывается на принципах:

соответствия исторически сложившейся системе расселения;

создания экономических, финансовых и организационных условий для деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

обеспечения населению здоровой и безопасной среды обитания;

рационального использования природных ресурсов, развития экономического потенциала области и ее социальной инфраструктуры;

развития национальных, этнических, языковых культур, культурно-бытовых особенностей, традиций и исконных видов хозяйственной деятельности граждан всех национальностей, проживающих на территории области.

  1. Административно-территориальное устройство области, виды, статус и состав административно-территориальных единиц, порядок их образования, преобразования, упразднения устанавливаются законами Кировской области с учетом мнения населения.

Статья 9

  1. В состав Кировской области входят административно-территориальные единицы:

а) районы: Арбажский, Афанасьевский, Белохолуницкий, Богородский, Верхнекамский, Верхошижемский, Вятскополянский, Даровской, Зуевский, Кикнурский, Кильмезский, Кирово-Чепецкий, Котельничский, Куменский, Лебяжский, Лузский, Малмыжский, Мурашинский, Нагорский, Немский, Нолинский, Омутнинский, Опаринский, Оричевский, Орловский, Пижанский, Подосиновский, Санчурский, Свечинский, Слободской, Советский, Сунский, Тужинский, Унинский, Уржумский, Фаленский, Шабалинский, Юрьянский, Яранский;

б) города: Белая Холуница, Вятские Поляны, Зуевка, Киров, Кирово-Чепецк, Кирс, Котельнич, Луза, Малмыж, Мураши, Нолинск, Омутнинск, Орлов, Слободской, Советск, Сосновка, Уржум, Яранск;

в) районы в городе Кирове: Ленинский, Нововятский, Октябрьский, Первомайский;

г) закрытое административно-территориальное образование Первомайский;

д) поселки городского типа, включенные в установленном порядке в Реестр административно-территориальных единиц и населенных пунктов Кировской области;

е) сельские округа, включенные в установленном порядке в Реестр административно-территориальных единиц и населенных пунктов Кировской области;

ж) населенные пункты, включенные в установленном порядке в Реестр административно-территориальных единиц и населенных пунктов Кировской области.

  1. Административным центром Кировской области является город Киров.

Статус административного центра устанавливается законом области.

Статья 10

  1. Статус области определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом.
  2. Статус области может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и области в соответствии с федеральным конституционным законом.

Статья 11

  1. Кировская область является равноправным субъектом Российской Федерации и обладает на своей территории всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения.
  2. В случае нарушения федеральными органами государственной власти, федеральными учреждениями, организациями, предприятиями предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, договорами и соглашениями прав Кировской области как равноправного субъекта Федерации, повлекшего или могущего повлечь существенное осложнение социально-экономической ситуации в области, ограничение конституционных прав граждан, Законодательное Собрание области и Губернатор, исходя из интересов населения, до разрешения возникшего конфликта в соответствии с предусмотренными федеральным законодательством процедурами, обязаны применять оперативные меры защиты законных прав и интересов области, адекватные характеру и последствиям нарушения.
  3. Полномочными представителями области в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других субъектов Российской Федерации, в международных и внешнеэкономических связях с субъектами иностранных государств и административно-территориальными образованиями иностранных государств в пределах международных договоров Российской Федерации выступают Губернатор области и Законодательное Собрание области.

Статья 12

  1. Разграничение полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией и Кировской областью осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
  2. До принятия соответствующих федеральных законов Кировская область вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения.

Статья 13

Назначение и освобождение руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти производится по согласованию с органами государственной власти области в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 14

Кировская область в пределах своей компетенции и предоставленных полномочий осуществляет внешнеэкономические и международные связи в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Статья 15

Правовую систему Кировской области составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные акты по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и Кировской области, настоящий Устав, законы и другие нормативные правовые акты Кировской области, договоры о разграничении полномочий и соглашения, определяющие полномочия органов исполнительной власти Кировской области, договоры с иными субъектами Российской Федерации.

Статья 16

Принципы и нормы международного права, признанные Российской Федерацией, международные договоры Российской Федерации являются частью правовой системы области. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные областными законами, то применяются правила международного договора.

Статья 17

Кировская область имеет собственные официальные символы - герб и флаг, описание и порядок официального использования которых устанавливаются законами области.

Глава III. СОБСТВЕННОСТЬ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Статья 18

На территории области признается многообразие форм собственности, которые защищаются действующим законодательством равным образом.

Статья 19

Государственная собственность на территории области выступает в виде федеральной собственности, собственности Кировской области, собственности других субъектов Российской Федерации.

Статья 20

Разграничение государственной собственности на федеральную и областную осуществляется на основании федерального законодательства в соответствии с соглашениями между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Кировской области.

Статья 21

  1. Областная собственность является достоянием населения области и должна использоваться исключительно в его интересах.
  2. Законодательное Собрание области устанавливает порядок управления и распоряжения собственностью области, в том числе долями (паями, акциями) области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм.
  3. Правительство управляет и распоряжается собственностью области в соответствии с законами области, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 22

  1. Муниципальная собственность на территории области выступает в виде собственности муниципальных образований, формируемой в соответствии с федеральным законодательством.
  2. 2.Утратила силу.
  3. Права владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью принадлежат исключительно органам местного самоуправления.

Статья 23

В частной собственности физических и юридических лиц на территории области может находиться любое имущество - за изъятиями, установленными федеральным законодательством.

Статья 24

Приватизация объектов государственной и муниципальной собственности на территории области осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных действующим федеральным и областным законодательством.

Статья 25

Правовой режим имущества, находящегося на территории области и являющегося собственностью Российской Федерации и ее субъектов, а также зарубежных государств, иностранных юридических и физических лиц, определяется федеральным и областным законодательством и договорами.

Статья 26

  1. В области гарантируется право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления в соответствии с законодательством любых форм предпринимательской деятельности, обеспечиваются экономическая свобода и конкуренция, создание условий для развития инвестиционной и инновационной деятельности.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления области не вправе вводить не предусмотренные законодательством ограничения для хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности и физических лиц. Органы государственной власти и органы местного самоуправления области обязаны способствовать развитию предпринимательства, возрождению народных промыслов и ремесел.
  3. На территории области обеспечивается свободное перемещение товаров, рабочей силы, информации, финансовых средств и иного имущества при условии соблюдения законодательства Российской Федерации и области.
  4. В целях обеспечения защиты прав предпринимателей законом области учреждается государственная должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в Кировской области.

Статья 27

На территории области запрещается предпринимательская и иная деятельность, наносящая ущерб окружающей среде, здоровью населения, памятникам истории и культуры.

Глава IV. ОСНОВЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Статья 28

  1. В Кировской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными законами гражданам гарантируется право на свободное участие в выборах органов государственной власти, органов местного самоуправления

Порядок назначения, подготовки и проведения выборов в органы государственной власти области, органы местного самоуправления устанавливается законами области, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.

  1. В области избираются:

Законодательное Собрание Кировской области, на срок, установленный настоящим Уставом;

Губернатор Кировской области на срок, установленный настоящим Уставом;

главы муниципальных образований и представительные органы муниципальных образований, на срок устанавливаемый уставами муниципальных образований.

  1. Уставами муниципальных образований могут быть предусмотрены выборы других органов и должностных лиц местного самоуправления.
  2. 4Отзыв Губернатора области, выборных должностных лиц, депутатов представительных органов проводится в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом, законами области, уставами муниципальных образований.
  3. Для организации и обеспечения подготовки и проведения выборов в области формируются следующие избирательные комиссии:

Избирательная комиссия Кировской области;

избирательные комиссии муниципальных образований;

окружные избирательные комиссии;

территориальные избирательные комиссии;

участковые избирательные комиссии.

  1. Избирательная комиссия области является государственным органом Кировской области, организующим подготовку и проведение выборов в Кировской области в соответствии с компетенцией, установленной федеральными законами и законами области.

Избирательная комиссия области действует на постоянной основе и является юридическим лицом.

Для непосредственного исполнения полномочий Избирательной комиссии области устанавливаются государственные должности Кировской области - председатель Избирательной комиссии области, заместитель председателя и секретарь Избирательной комиссии области.

Порядок формирования, полномочия и срок полномочий Избирательной комиссии области определяются федеральным законом и законом области.

  1. Порядок формирования, полномочия и срок полномочий избирательных комиссий муниципальных образований, окружных, территориальных и участковых комиссий определяются федеральным законом и законом области.

Статья 29

  1. Активным избирательным правом на территории области обладают достигшие на день голосования 18 лет граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в пределах избирательного округа. Законом области активное избирательное право может быть предоставлено гражданам, место жительства которых расположено за пределами избирательного округа.

На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, как и граждане Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, а достигший 21 года может быть избран выборным должностным лицом местного самоуправления.

  1. Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
  2. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Дополнительные ограничения пассивного избирательного права предусматриваются Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.

Дополнительные условия реализации гражданами пассивного избирательного права устанавливаются настоящим Уставом и законом области в соответствии с федеральным законодательством.

Глава V. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Статья 30

Законодательная власть в Кировской области осуществляется:

непосредственно народом - путем референдума;

Законодательным Собранием области.

Статья 31

Исключена.

Статья 311

  1. Референдум - форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме.
  2. Референдум области - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, настоящим Уставом, законом области среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории Кировской области.
  3. Местный референдум - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, настоящим Уставом, законом области, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, иностранных граждан, место жительства которых расположено в границах муниципального образования.
  4. Референдум области, местный референдум назначаются соответственно Законодательным Собранием области и представительным органом муниципального образования. Порядок назначения, проведения и определения результатов референдума области, местного референдума устанавливается законами области.
  5. При проведении соответствующих референдумов Избирательная комиссия области, избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные, участковые избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума.
  6. Процедура отзыва Губернатора области проводится по инициативе граждан Российской Федерации, проживающих на территории Кировской области и обладающих активным избирательным правом, в порядке, установленном для проведения референдума области, с учетом особенностей, предусмотренных федеральным законом.
  7. Подготовку и проведение голосования по отзыву Губернатора области осуществляет Избирательная комиссия области, которая действует как вышестоящая комиссия по отзыву Губернатора области. Иные избирательные комиссии действуют как нижестоящие комиссии по отзыву Губернатора области.

Статья 32

Исключена.

Статья 321

  1. Решения, принятые на референдуме, не нуждаются в дополнительном утверждении и являются обязательными для исполнения.
  2. Принятые путем референдума решения могут быть отменены или изменены только референдумом или судом.

Статья 33

  1. Законодательное Собрание Кировской области является высшим и единственным постоянно действующим законодательным (представительным) органом государственной власти Кировской области.
  2. Законодательное Собрание области осуществляет законодательное регулирование на территории области в пределах ведения области и совместного с Российской Федерацией ведения, а также осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами области.
  3. Законодательное Собрание области обладает правами юридического лица.

Статья 34

  1. Законодательное Собрание области избирается населением области на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, сроком на пять лет. Изменение (продление или сокращение) срока полномочий действующего Законодательного Собрания области не допускается, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
  2. Законодательное Собрание области состоит из 54 депутатов.
  3. Законодательное Собрание области является однопалатным.

Статья 35

  1. Депутатом Законодательного Собрания области может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с законодательством пассивным избирательным правом, достигший 21 года.
  2. Статус и гарантии деятельности депутата Законодательного Собрания области определяются законом Кировской области в соответствии с федеральными законами и настоящим Уставом.
  3. Исключена.

Статья 36

  1. Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом области.
  2. Исключена.

Статья 37

  1. Законодательное Собрание области собирается на первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день со дня его избрания в правомочном составе.
  2. Первое заседание Законодательного Собрания открывает старейший по возрасту депутат.

Статья 38

  1. Формы деятельности Законодательного Собрания области, организация его работы, порядок проведения заседаний и голосования устанавливаются законом области и Регламентом Законодательного Собрания Кировской области.
  2. Пленарные заседания Законодательного Собрания правомочны, если на них присутствует более 50 процентов от установленного числа депутатов.

Статья 39

  1. Законодательное Собрание избирает из своего состава тайным голосованием Председателя Законодательного Собрания и его заместителей на срок полномочий Законодательного Собрания.
  2. Председатель Законодательного Собрания области и его заместители представляют Законодательное Собрание во взаимоотношениях с органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации, Губернатором и Правительством области, органами местного самоуправления, судами области, ведут заседания, ведают внутренним распорядком работы Законодательного Собрания и осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Уставом, законом области и Регламентом Законодательного Собрания.
  3. Законодательное Собрание области создает из числа депутатов комитеты на срок полномочий Законодательного Собрания области соответствующего созыва.

Порядок формирования, полномочия и организация работы комитетов определяются Регламентом Законодательного Собрания области, а также положениями о них, утверждаемыми Законодательным Собранием области.

Создание постоянных и (или) временных депутатских комиссий определяется законом области, порядок формирования, полномочия и организация их работы определяются Регламентом Законодательного Собрания области.

  1. Для осуществления контроля за исполнением областного бюджета и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов области, эффективности использования государственной собственности области Законодательное Собрание области образует Контрольно-счетную палату Кировской области.

Статус, порядок формирования и деятельности Контрольно-счетной палаты Кировской области определяется законом области.

Для непосредственного исполнения полномочий Контрольно-счетной палаты области устанавливаются государственные должности Кировской области - председатель Контрольно-счетной палаты, заместитель председателя Контрольно-счетной палаты.

Статья 40

Законодательное Собрание области, по мере необходимости, организует и проводит депутатские слушания по важным вопросам жизнедеятельности области и проектам законов, на которых вправе присутствовать представители политических партий, общественных организаций, эксперты, специалисты. Рекомендации, выработанные на слушаниях, подлежат обязательному рассмотрению Законодательным Собранием при принятии соответствующих законов и постановлений.

Статья 41

  1. Граждане, проживающие на территории области, имеют право на обращения в Законодательное Собрание области по вопросам, отнесенным к его ведению.
  2. Рассмотрение обращений осуществляется в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Статья 42

К ведению Законодательного Собрания области относится:

а) принятие Устава области и внесение в него поправок;

б) принятие законов области, внесение в них изменений, контроль за их соблюдением и исполнением;

в) официальное толкование Устава и законов области;

г) утверждение законом области порядка осуществления стратегического планирования в Кировской области в соответствии с федеральным законом;

д) утверждение областного бюджета, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов области и внесения изменений в них, утверждение отчетов об их исполнении;

е) установление региональных налогов и сборов, порядка их взимания на территории области; установление налоговых льгот, оснований и порядка их применения.

ж) установление административно-территориального устройства области, порядка его изменения, а также утверждение соглашения об изменении границ области с сопредельными субъектами Российской Федерации;

з) одобрение проекта договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти области;

и) установление порядка назначения и проведения референдума Кировской области;

к) установление порядка проведения выборов в Законодательное Собрание Кировской области, порядка проведения выборов Губернатора Кировской области, а также порядка отзыва Губернатора Кировской области, назначение выборов в Законодательное Собрание Кировской области, выборов Губернатора Кировской области, а также голосование по отзыву Губернатора Кировской области;;

к1) утратил силу;

к2) выражение недоверия (доверия) высшему должностному лицу Кировской области – Губернатору Кировской области;

к3) заслушивание ежегодных отчетов Губернатора области о результатах деятельности Правительства Кировской области, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным Собранием Кировской области;

к4) заслушивание ежегодного послания Губернатора области о социально-экономическом положении области;

л) установление порядка проведения выборов в органы местного самоуправления на территории области;

м) согласование назначения кандидатур на должности Председателя Правительства Кировской области, вице-губернатора Кировской области, руководителей финансового органа и органа по управлению государственной собственностью области, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Кировской области;

н) выражения недоверия (доверия) Председателю Правительства Кировской области, вице-губернатору Кировской области, руководителям финансового органа и органа по управлению государственной собственностью области, уполномоченному по защите прав предпринимателей в Кировской области;

о) Исключен.

п) установление системы исполнительных органов государственной власти области;

р) наделение полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителя от Законодательного Собрания Кировской области;

с) назначение на должности мирового судьи, судьи уставного суда;

т) учреждение наград, Премии и почетных званий Кировской области, присвоение почетных званий;

у) образование согласительных комиссий для разрешения споров между Законодательным Собранием области и Правительством области по вопросам осуществления полномочий;

ф) утверждение заключения и расторжения договоров области;

х) принятие решения о досрочном прекращении полномочий Губернатора области в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и настоящим Уставом;

ц) принятие закона о роспуске представительных органов местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством;

ч) установление порядка управления и распоряжения областной собственностью, втом числе долями (паями) области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;

ш) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Статья 43

Законодательное Собрание области обладает правом законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Статья 44

  1. Для организационного, правового, информационного, материально-технического и иного обеспечения деятельности Законодательного Собрания области, депутатов создается аппарат Законодательного Собрания.
  2. Структура и предельная численность работников аппарата Законодательного Собрания устанавливается Законодательным Собранием.
  3. Персональный состав аппарата Законодательного Собрания области формируется Председателем Законодательного Собрания.
  4. Исключена.

Статья 45

  1. Полномочия Законодательного Собрания области прекращаются с момента начала работы вновь избранного Законодательного Собрания.
  2. Полномочия Законодательного Собрания прекращаются досрочно в случаях:

а) принятия решения о самороспуске (решение о самороспуске принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания Кировской области);

б) роспуска указомГубернатором по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством;

в) вступления в силу решения областного суда о неправомочности данного состава депутатов Законодательного Собрания области, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.

г) роспуска Президентом Российской Федерации по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.

Глава VI. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Статья 46

  1. Законодательство области состоит из настоящего Устава, законов области и иных нормативных правовых актов органов государственной власти области.
  2. Законы области, принимаемые по вопросам совместного ведения Российской Федерации и Кировской области, не должны противоречить соответствующим федеральным законам.

При возникновении такого противоречия на территории области действует федеральный закон.

  1. В случае противоречия между федеральным законом и законом области, принятым по вопросам, находящимся вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и Кировской области, на территории последней действует закон области.
  2. Порядок рассмотрения, принятия и официального опубликования (обнародования) законов области определяется законом области.

Статья 47

  1. Правовые акты Губернатора области, Правительства области, иных органов исполнительной власти области не должны противоречить Конституции Российской Федерации, настоящему Уставу, федеральному законодательству и законам области.
  2. При возникновении такого противоречия Законодательное Собрание области вправе обратиться к Губернатору, Правительству области, иному органу исполнительной власти с предложением о внесении изменений и дополнений в изданные ими правовые акты, либо об их отмене, а также вправе обжаловать правовые акты этих органов в судебном порядке.

Статья 48

  1. Право законодательной инициативы (внесение законопроектов в Законодательное Собрание области) принадлежит:

депутатам Законодательного Собрания области;

Контрольно-счетной палате области по вопросам ее полномочий;

Губернатору области;

Правительству области;

представительным органам муниципальных образований;

областному суду по вопросам его ведения;

прокурору области по вопросам его полномочий;

Избирательной комиссии области по вопросам избирательного права и избирательного процесса;

Уполномоченному по правам человека в Кировской области по вопросам его компетенции;

гражданам Российской Федерации, зарегистрированным в органах регистрационного учета граждан на территории области при наличии подписей, собранных в порядке, предусмотренном законом области о референдуме;

депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избранным от Кировской области; членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Кировской области;

Общественной палате Кировской области.

  1. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Кировской области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет областного бюджета, вносятся в Законодательное Собрание области по представлению Губернатора либо при наличии его заключения.

Заключение представляется Губернатором не позднее месячного срока со дня поступления законопроекта в орган исполнительной власти области межотраслевой компетенции, образованный для обеспечения деятельности Губернатора и Правительства области.

Законопроекты об областном бюджете и его исполнении вносятся в порядке, установленном законом области о бюджетном процессе.

  1. Проекты законов, внесенные в Законодательное Собрание области Губернатором области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

Статья 49

  1. Внесенные в Законодательное Собрание области субъектами законодательной инициативы законопроекты рассматриваются Законодательным Собранием в соответствии с его Регламентом.
  2. Законодательное Собрание области может принять решение об обсуждении законопроекта населением Кировской области. В этом случае законопроект подлежит опубликованию в средствах массовой информации с указанием срока представления предложений в ответственный комитет Законодательного собрания.
  3. Исключена.
  4. Поступившие от населения предложения по проектам законов подлежат обязательному рассмотрению Законодательным Собранием в ходе обсуждения соответствующих законопроектов.

4.1. По проектам законов Кировской области может проводиться общественная экспертиза в соответствии с положениями Закона области «Об Общественной палате Кировской области».

Заключение Общественной палаты по результатам общественной экспертизы проектов законов Кировской области подлежит рассмотрению Законодательным Собранием области.

  1. Законы области рассматриваются Законодательным Собранием области не менее чем в двух чтениях и принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Статья 50

  1. Законы области, принятые Законодательным Собранием области, в течение десяти календарных дней со дня принятия направляются Губернатору области для подписания и обнародования.
  2. Губернатор области обязан подписать и обнародовать Закон области либо мотивированно отклонить его в течение четырнадцати календарных дней со дня поступления указанного Закона.
  3. В случае отклонения Губернатором Закона области указанный Закон может быть одобрен в ранее принятой редакции, если за него проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов Законодательного Собрания.
  4. Закон области, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен Губернатором и подлежит обнародованию в течение пяти календарных дней со дня его поступления Губернатору области.

Статья 51

  1. Законы области вступают в силу после первой публикации полного текста в официальном издании.
  2. Законы области, не опубликованные официально для всеобщего сведения, не могут применяться на территории области.
  3. Законы и иные нормативные правовые акты области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

Законы области о налогах и сборах вступают в силу в соответствии с налоговым законодательством.

Статья 52

  1. Законы области, а также их отдельные положения утрачивают силу:

а) по истечении установленного срока действия;

б) в случае принятия нового закона, регулирующего аналогичные отношения и отменяющего действие ранее принятого;

в) в случае принятия закона на основании решения суда, признающего нормативно-правовой акт противоречащим федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим.

  1. Законам и иным нормативным правовым актам, принимаемым (издаваемым) на территории области, не может быть придана обратная сила, если они:

а) вводят новые налоги, сборы или ухудшают положение налогоплательщиков;

б) устанавливают или отягчают меры административной ответственности физических и юридических лиц;

в) устанавливают обязанности граждан и юридических лиц.

Статья 53

  1. Официальное толкование Устава и законов области вправе давать только Законодательное Собрание области как по собственной инициативе, так и по запросам субъектов законодательной инициативы путем принятия постановления.
  2. Указанные постановления обязательны для исполнения на всей территории области.

Глава VII. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Статья 54

  1. Исполнительная власть в Кировской области осуществляется Губернатором области и возглавляемой им системой органов исполнительной власти области.
  2. Губернатор области является высшим должностным лицом Кировской области и руководит высшим исполнительным органом государственной власти области - Правительством области.
  3. Губернатор области избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Кировской области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет, который исчисляется со дня его вступления в должность, и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд.

Губернатором области может быть избран гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

  1. Правовые и социальные гарантии деятельности Губернатора области устанавливаются законодательством области.
  2. Отзыв Губернатора области осуществляется в порядке, установленном законом области.

Губернатор области может быть отозван по одному из следующих оснований:

а) нарушение Губернатором области законодательства Российской Федерации и (или) законодательства Кировской области, факт совершения которого установлен соответствующим судом. Отзыв по данному основанию не освобождает Губернатора области от иной ответственности, предусмотренной федеральными законами и законами области;

б) неоднократное грубое без уважительных причин неисполнение Губернатором области своих обязанностей, установленное соответствующим судом.

Статья 541

  1. При вступлении в должность Губернатор области приносит присягу на верность народу и Конституции Российской Федерации:

«Вступая в должность Губернатора Кировской области, клянусь соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, Устав и законы Кировской области, уважать и охранять права человека и гражданина, всеми силами способствовать процветанию области и повышению благосостояния ее жителей.».

  1. Губернатор области приносит присягу в торжественной обстановке в присутствии депутатов Законодательного Собрания Кировской области и приглашенных лиц.
  2. Губернатор области признается вступившим в должность с момента принесения им присяги.

Статья 55

Полномочия Губернатора области:

а) представляет область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени области;

б) представляет в Законодательное Собрание области сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ области, ежегодные отчеты о ходе исполнения плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития области;

в) подписывает Устав области, законы области, официально опубликовывает (обнародует) подписанные Устав области, законы области в установленном законом области порядке либо мотивированно отклоняет их;

г) формирует Правительство области в соответствии с настоящим Уставом и законами области, представляет на согласование Законодательному Собранию области кандидатуры на должности Председателя Правительства Кировской области, вице-губернатора Кировской области, руководителей финансового органа и органа по управлению государственной собственностью области, принимает решение об отставке Правительства области, членов Правительства области;

д) осуществляет общее руководство деятельностью Правительства области;

д1) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства области;

е) определяет основные направления деятельности Правительства;

е1) представляет в Законодательное Собрание Кировской области ежегодные отчеты о результатах деятельности Правительства области, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным Собранием;

ж) вправе предложить Правительству области отменить, внести изменения и (или) дополнения, приостановить полностью или в части действие правовых актов Правительства области в случаях их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам, настоящему Уставу, законам области, указам Губернатора области;

з) участвует в работе Законодательного Собрания области с правом совещательного голоса, либо направляет своего полномочного представителя;

и) вправе требовать созыва внеочередного заседания Законодательного Собрания области, а также созывать его на первое заседание ранее срока, установленного настоящим Уставом;

к) принимает решение о досрочном прекращении полномочий Законодательного Собрания области в порядке, предусмотренном федеральным и областным законом;

л) отрешает от должности глав муниципальных образований или глав местных администрацийв случае и порядке, предусмотренном федеральным законом;

л1) вносит в представительный орган муниципального образования обращение об удалении главы муниципального образования в отставку в случае и в порядке, предусмотренном федеральным законом;

м) ежегодно представляет на утверждение Законодательному Собранию проект областного бюджета и отчет о его исполнении;

н) наделяет полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти Кировской области;

н1) представляет на согласование Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей кандидатуру на должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в Кировской области;

н2) представляет на согласование в Законодательное Собрание области кандидатуру на должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в Кировской области;

о) вправе обратиться в Законодательное Собрание области с предложением о внесении изменений в постановления Законодательного Собрания области либо об их отмене;

п) обжалует постановления Законодательного Собрания области в судебном порядке;

р) определяет структуру органов исполнительной власти Кировской области;

с) определяет порядок подготовки органами исполнительной власти области проекта договора о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Кировской области до его внесения в федеральные органы государственной власти, представляет в Законодательное Собрание области проект договора о разграничении полномочий для одобрения, подписывает договоры о разграничении полномочий и соглашения о передаче осуществления части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Кировской области, а также подписывает договоры и соглашения от имени области, поручает иным лицам выступать от имени и в интересах области в порядке, установленном действующим законодательством.

с1) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Кировской области с иными органами государственной власти области и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными организациями.

т) обращается к Законодательному Собранию области с ежегодным посланием о социально-экономическом положении области;

т1) исключен;

у) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Статья 56

  1. Губернатор области в пределах своей компетенции на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящего Устава области и областных законов издает указы по вопросам, требующим нормативного регулирования, и указы о назначении на должности, о досрочном прекращении полномочий Законодательного Собрания Кировской области, а по всем остальным вопросам – распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории области.
  2. Указы Губернатора области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, а также затрагивающие законные интересы юридических лиц, подлежат обязательному опубликованию и вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
  3. Указы и распоряжения Губернатора области направляются в Законодательное Собрание области в течение семи дней со дня их принятия.

Статья 57

  1. Полномочия Губернатора прекращаются по истечении срока его пребывания в должности Губернатора Кировской области.
  2. Полномочия Губернатора области прекращаются досрочно в случае:

а) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия Законодательным Собранием области;

б) его отставки по собственному желанию;

в) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

г) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

д) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

е) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

ж) утраты им гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

з) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации за ненадлежащее исполнение своих обязанностей (в том числе по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации), а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством;

и) Исключен.

и1) отзыва по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Уставом и законом области;

к) смерти.

  1. Решение о досрочном прекращении полномочий Губернатора области принимается Законодательным Собранием области по представлению Президента Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "а", "б", "з", "к" части 2 настоящей статьи.

В случаях, предусмотренных подпунктами "а", "б" и "з" части 2 настоящей статьи, в соответствии с федеральным законом решение о досрочном прекращении полномочий Губернатора области принимается Президентом Российской Федерации.

В случае, предусмотренном подпунктом "к" части 2 настоящей статьи, решение принимается без обсуждения и оформляется постановлением Законодательным Собранием области.

  1. В случаях, когда Губернатор области временно (в связи с болезнью, отпуском или командировкой) не может исполнять свои обязанности, их исполнение возлагается на Председателя Правительства Кировской области, а в его отсутствие на вице-губернатора Кировской области, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
  2. Временно исполняющий обязанности Губернатора области не имеет права распускать Законодательное Собрание области, формировать Правительство области, принимать решение о его отставке, вносить предложения об изменении Устава Кировской области.

Статья 58

  1. Систему органов исполнительной власти области составляют Правительство области и иные органы исполнительной власти.
  2. Правительство является постоянно действующим, высшим исполнительным органом государственной власти области. Правительство возглавляет систему органов исполнительной власти области.
  3. Правительство области является коллегиальным органом, формируется и возглавляется Губернатором области.
  4. Правительство области обладает правами юридического лица.
  5. Структура, порядок формирования, полномочия Правительства области устанавливаются законом области.
  6. Порядок согласования кандидатур на должности Председателя Правительства Кировской области, вице-губернатора Кировской области, руководителей финансового органа и органа по управлению государственной собственностью области Законодательным Собранием Кировской области определяется законом Кировской области.

Статья 59

Полномочия Правительства:

а) осуществление в пределах своих полномочий мер по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму, экстремизму и коррупции, минимизация их последствий, борьбе с преступностью;

а1) осуществляет в пределах своих полномочий меры по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; предотвращению ограничения прав и дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, их языков и культуры; защите прав национальных меньшинств; социальной и культурной адаптации мигрантов; профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия;

б) формирование иных органов исполнительной власти области, руководство их деятельностью;

б1) разработка и осуществление мер, обеспечивающих комплексное социально-экономическое развитие Кировской области;

в) разработка для представления Губернатором области в Законодательное Собрание области проекта областного бюджета;

в1 ) утверждение государственных и иных программ;

г) обеспечение исполнения областного бюджета и подготовка отчета об исполнении указанного бюджета, ежегодных отчетов о результатах деятельности Правительства области, сводных годовых докладов о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ области, ежегодных отчетов о ходе исполнения плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития области для представления их Губернатором области в Законодательное Собрание области;

д) рассмотрение и представление на утверждение в Законодательное Собрание области проектов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, представление в Законодательное Собрание на рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов, подготовленных органами управления этих фондов.

е) управление и распоряжение собственностью области, а также управление федеральной собственностью, переданной в управление области;

ж) Исключен.

з) внесение предложений органу местного самоуправления области, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления области о приведении в соответствие с законодательством Российской Федерации изданных ими правовых актов в случае, если эти акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу и законам области, а также право обращения в суд;

з1) отмена муниципальных правовых актов в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий области, переданных им законами Кировской области, или приостановление их действия;

з2) определение органов исполнительной власти Кировской области, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных органов исполнительной власти Кировской области и их полномочий;

з3) осуществление возложенных на него полномочий, установленных нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, предусматривающими передачу осуществления органам исполнительной власти Кировской области отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствии с пунктом 7.1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

и) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Статья 60

  1. Правительство области в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения, контролирует их исполнение.
  2. Акты Правительства области подписываются Председателем Правительства Кировской области и подлежат обязательному исполнению на территории области.

3.Нормативные правовые акты органов исполнительной власти области направляются в Законодательное Собрание области в течение семи дней со дня их принятия.

Статья 61

  1. Правительство области слагает свои полномочия перед вновь избранным Губернатором области в день вступления его в должность.
  2. Правительство области подает в отставку в случае принятия Президентом Российской Федерации решения об отрешении Губернатора области от должности.
  3. Правительство области вправе подать в отставку, которая принимается или отклоняется Губернатором области.
  4. В случаях, предусмотренных частями 1 – 3 настоящей статьи, Правительство области продолжает исполнять свои полномочия до сформирования нового состава Правительства области.

Глава VIII. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

Статья 62

Правосудие в Кировской области осуществляется:

Кировским областным судом;

Арбитражным судом Кировской области;

районными (городскими) судами;

уставным судом Кировской области;

иными судами, создаваемыми на территории области в соответствии с федеральным законом;

мировыми судьями.

Статья 63

Порядок формирования и деятельности судов на территории области определяется федеральным законодательством.

Порядок формирования и деятельности уставного суда и мировых судей устанавливается федеральным законодательством и законом области.

Статья 64

Органы государственной власти и органы местного самоуправления области не вправе вмешиваться в осуществление правосудия на территории области.

Глава IX. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК

Статья 65

  1. Органы государственной власти области участвуют в выработке и реализации единой политики Российской Федерации по вопросам борьбы с преступностью, профилактики правонарушений, разрабатывают и осуществляют собственные меры по вопросам охраны правопорядка и безопасности граждан.
  2. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления области осуществляют в пределах своих полномочий координацию действий правоохранительных и иных государственных и общественных органов в вопросах профилактики правонарушений, охраны общественного порядка и прав граждан.

Статья 66

  1. Надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов на территории области осуществляется органами прокуратуры в соответствии с федеральным законодательством.
  2. Прокурор области назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с Губернатором области и Законодательным Собранием области в установленном этими органами государственной власти порядке.

Статья 67

  1. Защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрану общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности на территории Кировской области в соответствии с федеральным законодательством осуществляет полиция.
  2. Исключена.

Статья 68 Исключена.

Статья 69

Нотариальная деятельность по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц осуществляется нотариусами, а в случаях, предусмотренных законодательством, главой местной администрации и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.

Статья 70

Юридическая помощь гражданам и юридическим лицам, в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию оказывается адвокатскими образованиями, а также иными лицами, обладающими правом оказания юридической помощи, в соответствии с федеральным законодательством.

Глава X. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

Статья 71

  1. Финансовые ресурсы области состоят из средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований, средств областного территориального государственного внебюджетного фонда и иных финансовых средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
  2. Распоряжение финансовыми ресурсами области осуществляется органами государственной власти области в пределах их компетенции, предусмотренной действующим законодательством.

Статья 72

  1. Область самостоятельно использует принадлежащие ей финансовые ресурсы в интересах населения, проживающего на территории.

Областной бюджет формируется за счет налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений.

  1. Областной бюджет на очередной финансовый год разрабатывается Правительством и вносится Губернатором в Законодательное Собрание области в сроки, установленные федеральным и областным законодательством.
  2. Областной бюджет рассматривается и утверждается на заседании Законодательного Собрания области в соответствии с законом области.
  3. Исполнение областного бюджета обеспечивается Правительством области.

Губернатор представляет годовой отчет о его исполнении в Законодательное Собрание области не позднее 1 июня текущего года.

Отчет об исполнении годового областного бюджета утверждается законом области об исполнении бюджета.

  1. Законодательное Собрание области в пределах и формах, установленных бюджетным законодательством, осуществляет контроль за исполнением областного бюджета и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов области.

Статья 73

Исключена.

Глава XI. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Статья 73

  1. Местное самоуправление – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными законами, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
  2. Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Статья 74

  1. Местное самоуправление на территории области осуществляется гражданами Российской Федерации посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, при осуществлении местного самоуправления обладают правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

  1. Вопросы организации и осуществления местного самоуправления на территории отдельного муниципального образования регулируются уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами области.

Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования и подлежит регистрации в порядке, установленном федеральным законом.

Статья 75

Правовую основу местного самоуправления составляют:

общепризнанные принципы и нормы международного права;

международные договоры Российской Федерации;

Конституция Российской Федерации;

федеральные конституционные законы;

федеральные законы;

иные нормативные правовые акты Российской Федерации;

настоящий Устав;

законы области;

иные нормативные правовые акты области;

уставы муниципальных образований;

решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан;

иные муниципальные правовые акты.

Статья 76

  1. Муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ.
  2. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами области в соответствии с требованиями, предусмотренными федеральным законодательством.

Статья 77

  1. Органы местного самоуправления в решении вопросов местного значения самостоятельны.
  2. Перечень вопросов местного значения устанавливается федеральным законом.
  3. По вопросам местного значения муниципальные образования осуществляют собственное правовое регулирование, принимая муниципальные правовые акты непосредственно населением муниципальных образований и (или) органами и должностными лицами местного самоуправления.
  4. Органы государственной власти области не вправе вмешиваться в решение вопросов, отнесенных законом к ведению местного самоуправления.

Органы государственной власти области обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления.

Статья 78

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями Кировской области как субъекта Российской Федерации законами области, с одновременной передачей необходимых для их осуществления финансовых и материальных средств, в соответствии с законодательством.

Статья 79

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

Статья 80

Правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в области осуществляется законом области в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

Статья 81

Споры, возникающие между органами государственной власти области и органами местного самоуправления по вопросам разграничения предметов ведения и полномочий, рассматриваются в судебном порядке в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Глава XII. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА, ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Статья 82

В Кировской области гарантируется право граждан на социальную защиту, охрану здоровья и осуществляются меры по охране окружающей среды.

Статья 83

Органы государственной власти области определяют основные направления политики в сферах социальной защиты населения, здравоохранения и охраны окружающей среды на территории области, в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, которые строятся на основе:

а) гарантии социальной защиты населения посредством развития государственных и негосударственных форм социального страхования и пенсионного обеспечения;

б) поддержки малообеспеченных слоев населения;

в) содействия обеспечению занятости трудоспособного населения;

г) обеспечения государственной поддержки системам охраны природы, здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, защиты инвалидов и престарелых, а также системам медицинского и экологического образования и просвещения;

д) создания системы стимулирования здорового образа жизни населения, занятий физической культурой и спортом, сохранения благоприятной для жизни окружающей среды;

е) обеспечения гражданам равных возможностей при получении бесплатной медицинской помощи в любых государственных и муниципальных медицинских учреждениях;

ж) развития системы социального медицинского страхования граждан;

з) обязательного лицензирования фармацевтической и медицинской деятельности;

и) контроля в области охраны окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов;

к) максимально возможного уменьшения риска возникновения чрезвычайных ситуаций, сохранения здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь;

л) платности использования природных ресурсов и компенсации вреда, причиненного окружающей среде.

Статья 84

Органы исполнительной власти области осуществляют государственный контроль в области охраны окружающей среды в пределах полномочий, установленных федеральным и областным законодательством.

Статья 85

Принятие решения об образовании особо охраняемых природных территорий регионального значения, установление границ и режима особой охраны таких территорий осуществляется Правительством области в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Глава XIII. ВОСПИТАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА И КУЛЬТУРА

Статья 86

Кировская область признает основополагающую роль воспитания, образования, культуры и науки в жизни и развитии общества, человека и гражданина.

Статья 87

Органы государственной власти и органы местного самоуправления области способствуют укреплению семьи и выполнению ею воспитательных задач, уделяя особое внимание поддержке многодетных и малообеспеченных семей.

Статья 88

Государственная политика в сфере культуры, науки и образования в области строится на основе:

а) патриотизма;

б) развития культурной самобытности наций и народностей, проживающих на территорий области;

в) уважения религиозных убеждений и чувств;

г) гарантированности свободы творчества и всех форм образования;

д) содействия социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;

е) обеспечения равенства прав граждан, социальных групп и организаций всех форм собственности в создании, использовании и распространении культурных и образовательных ценностей;

ж) государственной поддержки и развитии системы образования, направленной на формирование культурного образа жизни и приобщения граждан к ценностям национальной и мировой культуры;

з) исключения монополизма в сфере культуры и образования;

и) сочетания бюджетных, коммерческих и благотворительных начал финансирования;

к) гласности, открытости и использования различных форм общественного обсуждения, экспертизы и конкурсов;

л) предоставления налоговых льгот, стимулирующих инвестиции на развитие культуры, науки и образования;

м) обеспечения защиты творческой деятельности и ее результатов.

Статья 89

Утратила силу.

Глава XIV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 90

Устав области, поправки к нему принимаются Законодательным Собранием области не менее двумя третями голосов от установленного числа депутатов.

Статья 91

Утратила силу.

Статья 92

Законы области и нормативные правовые акты области применяются в части, не противоречащей Уставу области.

Глава администрации Кировской области В.А.Десятников

Киров
27 марта 1996 года
№ 12-ЗО